29.06.2018 г.
Интервью директора СПб ГУП «Горэлектротранс»: Электротранспорт - признак успешного города
В свое время многие города пошли по пути сокращения трамвайных и троллейбусных линий, отдавая приоритет автомобилям и автобусам. Впоследствии это признали ошибкой и снова обратились к городскому  электрическому транспорту в деле спасения от пробок и заботы об окружающей среде. Так, в Петербурге уверены: электротранспорт обладает наибольшим потенциалом для развития и обеспечения транспортной доступности, а сохранившаяся контактная сеть дает возможность развивать его с минимальными – в масштабах города, конечно  – затратами. О будущем петербургских  трамваев и троллейбусов корреспондент газеты «Мой район. Санкт-Петербург» поговорила с директором ГУП «Горэлектротранс» Василием Остряковым.

— Василий Андреевич, часто ли Вы сами как пассажир пользуетесь общественным транспортом? В каких случаях?

 

 — Почти каждый день на работу я езжу на троллейбусе. И в течение рабочего времени при первой же возможности пользуюсь общественным транспортом, и на метро тоже часто добираюсь до работы - поэтому вижу транспорт всегда.  Когда иду от «Электросилы» через Московский проспект, где есть и  трамвай, и троллейбус - обязательно что-нибудь подмечаю и пишу СМСки директорам парков и руководителям служб.

 

— Вы – почетный железнодорожник, в прошлом году отметили пятилетку на посту директора «городской железной дороги» - Горэлектротранса. Какие вехи на этом пути можете отметить?

 

— В первую очередь развитие маршрутной сети: это сеть электробусов с динамической подзарядкой в Приморском и Красносельском районах и в центре; возвращение трамвая на Троицкий мост; новые троллейбусные маршруты на юге города №№32 и 44, востребованные пассажирами. Возобновлена работа Василеостровского трамвайного парка, который в разные годы оказывался на грани ликвидации. Радует, что более ухоженным и чистым стал подвижной состав, почти в каждом парке мы установили современные моечные комплексы.

 

За пять лет  заработная плата на предприятии выросла на 90%. В 2012 году, в том числе, и из-за низкого уровня оплаты труда, мы столкнулись с оттоком кадров основных профессий, в частности, водителей. Эту проблему удалось решить. Сейчас средняя зарплата значительно приблизилась к среднегородской. У нас хороший коллектив. Работников городского электрического транспорта всегда отличало особое отношение к своему делу: большинство из них любят свою работу, уважают её. И моя задача поддерживать это чувство, тогда оно передастся и нашим пассажирам.

 

— А что думают об этих успехах на международном уровне? Какие международные транспортные сообщества признают авторитет Петербурга?

 

— Если мы говорим о работе электротранспорта в России и странах бывшего СССР, то, конечно, важную объединяющую и поддерживающую функцию выполняет Международная Ассоциация  предприятий городского электрического транспорта. Опыт Санкт-Петербурга, безусловно,  уважают и признают, по уровню развития электротранспорта мы находимся на втором месте после Москвы. Но столица опережает всех, поэтому Петербург ближе для других городов. У нас общие проблемы: много старого подвижного состава, в депо есть свои недостатки по состоянию зданий,  по станкам, по оборудованию. Поэтому диалог всегда интересен. С членами МАП ГЭТ наши специалисты и руководители служб встречаются 3-4 раза в год на совместных мероприятиях, учатся, обмениваются опытом, также  мы посещаем эксплуатационные и ремонтные предприятия.

 

Можете привести примеры такого полезного сотрудничества?

 

— В прошлом году в Краснодаре нам показали машину для шлифовки путей, которую наши коллеги сделали сами. Импортные аналоги стоят очень дорого. В Петербурге работает рельсошлифовальная машина, разработанная специалистами из Нижнего Новгорода. Старая техника (которая есть на нашем предприятии) работает по принципу рубанка и значительно уступает новой в производительности. Технология разная, но смысл в том, чтобы убрать волнообразный износ путей, из-за которого возникает тряска во время поездки по рельсам. То есть речь идет о несерийных образцах машин и механизмов для обслуживания трамвайных путей, крайне необходимых и эффективных.

 

— А чему коллеги из других городов могут поучиться у нас?

 

— Новинка парка подвижного состава Горэлектротранса — троллейбус с увеличенным автономным ходом или, профессиональное название, электробус с динамической подзарядкой. Мы запустили сразу несколько маршрутов, такой большой сети инновационных троллейбусов нет ни в одном городе мира. Это направление развито в Польше, Германии, Чехии, Китае, но именно Петербург первым системно подошёл к внедрению нового вида транспорта, и наша практика интересна всем: как реагирует контактная и кабельная сеть, могут ли действующие мощности подстанций обеспечить зарядку при движении электробусов после работы в автономном режиме.  

 

Недавно мы представили доклад о работе нового транспорта на заседании Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта (В.А. Остряков – председатель Троллейбусного комитета МСОТ — МР). Конференция проходила в чешском городе Пльзень, где активно используются троллейбусы с увеличенным автономным ходом, с участием Германии, Австрии, Швейцарии, Польши, Украины, Болгарии, Италии, Франции. Тезисы из доклада Горэлектротранса среди прочих войдут в специальное издание МСОТ о троллейбусных системах мира. Было очень много докладов специалистов из других стран, рабочая встреча длилась 9 часов!

Нас также приглашают поделиться опытом в Индию, где планируют закупку электробусов с динамической подзарядкой.

 

— То есть электротранспорт — это опять мировой тренд?

 

— Закрытие троллейбусных линий - это сиюминутное решение, связанное с непониманием роли электротранспорта в развитии городов и сохранении окружающей среды. Сейчас мир живет электробусами. Все поняли, что это гораздо дешевле: построить троллейбусную линию условно на километр, и ещё на километр использовать возможности автономного хода. Россия одна из немногих стран, где не просто сохранилась, а эксплуатируется троллейбусная сеть. При активной позиции нефтегазового сектора электротранспорту тяжело выжить. Но если думать о будущем городов, его неизбежно придётся развивать. Люди отдают предпочтение трамваям и троллейбусам за плавность, экологичность, чистоту. Меняются технологии, сменяются поколения, но электротранспорт уже на протяжении века остается признаком современных успешных городов. 

 

Если бы в регионах  власти уделяли столько же внимания электротранспорту, как в Москве и Петербурге, он бы показал свои реальные возможности и эффективность. Конечно, долгое время в него не вкладывались деньги и нужны капитальные затраты на восстановление инфраструктуры, но впоследствии его эксплуатация обойдется гораздо дешевле.

 

— Сейчас в Петербурге уже 115 электробусов с динамической подзарядкой. Почему мы предпочли отечественные машины, а не импортные?

 

— Наш приоритет — обновлять подвижной состав. Критерием выбора является не страна производитель, а качество транспорта, соответствие требованиям города, инновационные решения. В конкурсе Комитета по транспорту выиграл производитель, который поставил часть своих и 25 белорусских машин завода «Белкоммунмаш».

 

— А что Вы считаете важными инновациями?

 

— То, что удобно для пассажиров: система «Говорящий город», wi-fi, USB-разъемы для зарядки телефонов, система адресного открывания дверей. Также система кондиционирования салона и кабины водителя.

 

— Что еще необходимо внедрить в ближайшее время?

 

— Главные задачи сейчас – обновить парк подвижного состава и привести в порядок всю нашу инфраструктуру: пути, контактную сеть, подстанции. Для этих целей разработана специальная программа, в соответствии с которой мы будем строить свою работу в ближайшее время. Это основное.

 

— Многие руководители любят устраивать внезапные проверки своим сотрудникам, применяете ли вы такую практику? Почему?

 

— Любви к внезапным проверкам у меня нет, но я предпочитаю всё видеть своими глазами. А для более объективной оценки у нас существует целая система: участники движения контролируют работу нашего транспорта через прямую линию по вопросам соблюдения водителями ПДД; также есть своё Контрольно-ревизионное управление, определяющее соответствие работы трамвайных и троллейбусных маршрутов  действующим законам  и правилам. Для объективности у каждого проверяющего на груди висит видеокамера. Кроме того, у нас работает  прямая линия «работник-руководитель»: при необходимости, по любому производственному вопросу, можно обратиться непосредственно ко мне.

 

— Помечтаем, какими будут трамваи и троллейбусы в Петербурге будущего? Как будет организовано движение общественного транспорта?

 

— Интересное направление - транспорт на водородном топливе. В качестве побочного продукта образуется только вода, воздействие на окружающую среду сводится к нулю. В Китае уже есть такие образцы. Подобный топливный элемент, работающий на водороде,  изготовлен нашим  ЦНИИ СЭТ (филиал Крыловского государственного научного центра – МР), он демонстрировался на выставке SmartTRANSPORT-2016 на стенде петербургского Горэлектротранса.

 

Также отмечу автономный или беспилотный транспорт.  Во многих аэропортах есть так называемые  горизонтальные лифты – поезда без управления машинистом. Сейчас активно испытывают автономные электробусы. Все мировые производители такие машины делают, и это тоже наше будущее. Например, чем отличается электрический транспорт от газомоторного? Электрический легко может курсировать внутри помещений, что при всей экологичности газомоторного топлива невозможно.